logo
Муниципальное автономное учреждение культуры
«Зианчуринская межпоселенческая центральная библиотека»

муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
Режим работы:
понедельник-пятница:
9.00—19.00ч.
воскресенье: 9.00-16.00ч.
Выходной—суббота

“Мы помним! Мы гордимся!”

Герой Советского Союза Филатов Григорий Иванович- из Баишевского сельского поселения
Родился 17 ноября 1918 года в посёлке Новокасмартский, ныне Зианчуринского района (Башкортостан), в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу ФЗУ в городе Нижний Тагил Свердловской области. Работал на вагоностроительном заводе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.
С июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Ленинградском, Волховском и Западном фронтах. С августа 1941 года по май 1943 года служил в 283-м ИАП, летал на И-16 и Як-7; с мая по июль 1943 года – в 146-м ИАП (позднее – 115-й ГвИАП), летал на Як-7; с июня 1944 года по май 1945 года – в Управлении 7-й ГвИАД, летал на Як-9 и Як-3.
К 23 июля 1943 года помощник командира 146-го истребительного авиационного полка по воздушно – стрелковой службе (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) старший лейтенант Г. И. Филатов совершил 128 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 и в группе 3 самолёта противника. 31 июля 1943 года в воздушном бою был тяжело ранен и до сентября 1943 года находился в партизанском отряде в районе Смоленска.
2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1944 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава и возвратился на фронт. Всего выполнил 136 боевых вылетов, сбил 21 вражеский самолёт.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней; медалями.
Детство и юность Григория Ивановича Филатова прошли в маленькой деревушке – Новокасмартский Зианчуринского района , что в Башкортостане. 16-летним пареньком уехал он в большой город с намерением принять участие в строительстве металлургического завода, где уже работал его старший брат. То было время первых пятилеток, и повсюду вздымались леса новостроек. Но вместо строителей его определили в ФЗУ, готовившее кадры для предприятий города.
Для деревенского паренька сначала всё было необычным: и городская жизнь, и обстановка, да и сама учёба в ФЗУ. Это учитывали преподаватели общеобразовательных дисциплин и мастера производственного обучения. Умело направляя учебный процесс и воспитательную работу, они старались возбудить у каждого ученика интерес и любовь к своей специальности, донести до их глубокого сознания, что без прочного знания основ науки нельзя стать высококвалифицированным рабочим. И потому Григорий Филатов начал учёбу старательно и с большим интересом. Он упорно повышал свой общеобразовательный уровень, приобретал практические навыки рабочей профессии.
Так бы и осуществилось его желание влиться в рабочий коллектив завода, если бы не увлечение авиацией, проявившееся у него с первых дней учёбы в ФЗУ. А интерес к ней у Григория Филатова возник сначала под воздействием наглядной агитации. Разве можно было оставаться равнодушным, когда с одного из красочных плакатов, встречавших учеников при входе в здание ФЗУ, смотрел на них такой же молодой парень, только в лётной форме, и как бы приглашал сесть с ним в кабину спортивного самолёта и подняться в голубое небо ! Но главное, что повысило интерес Григория к авиации, так это встреча с лётчиком – инструктором местного аэроклуба, состоявшаяся с учащимися в самом начале учебного года в ФЗУ. Он с большим увлечением рассказал им об авиационном спорте, говорил и о том, что ВЛКСМ является шефом Воздушного Флота нашей страны, и закончил свое выступление призывом крепить оборону нашей Родины.Выступление лётчика – инструктора аэроклуба на всех слушателей произвело неизгладимое впечатление. Оно вызвало у многих глубокий интерес к авиации. Когда же инструктор спросил слушателей о желании заниматься в аэроклубе, одним из первых Григорий Филатов поднялся со своего места и решительно заявил: – Запишите и меня !
Незаметно пролетели 2 года учёбы. За это время Филатов получил и свою рабочую профессию, и путёвку в небо. А тем временем подошла пора призыва в армию. Для комсомольца Филатова уже не стоял вопрос, где и в каком роде войск ему служить. Его сразу же направили на учёбу в авиационную школу военных лётчиков, где он проявил незаурядные лётные качества. Это и предопределило его дальнейшую службу.
После окончания учёбы Григория направили в Москву. Здесь и застала его Великая Отечественная война. В составе 283-го истребительного авиационного полка Филатов был направлен на Ленинградскийфронт, на защиту города на Неве, где и началась его боевая жизнь, полная тревог и волнений.
В трудных оборонительных боях, когда враг блокировал город, Филатов совершил 116 боевых вылетов, из которых 36 – на штурмовку фашистских войск. После каждого такого вылета противник не досчитывался многих своих солдат и офицеров.
На фюзеляже боевой машины Филатова, особенно после того, как он пересел на истребитель Як-7, с каждым боем росло число звёздочек, свидетельствовавших о сбитых им вражеских самолётах. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко – фашистскими оккупантами, он был награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени, а позже и медалью “За оборону Ленинграда”.
Только с 5 по 17 июля 1943 года старший лейтенант Филатов произвел 12 боевых вылетов, уничтожил лично 2 вражеских самолёта и 1 – в группе.
При выполнении каждого боевого задания его всегда отличали высокое боевое мастерство, мужество и отвага. Эти качества он проявил, в частности, 12 июля 1943 года, во время вылета на прикрытие наших наступавших войск.
Каждый из участников этой группы чётко представлял свою боевую задачу. Она заключалась в том, чтобы не допустить прорыва вражеских бомбардировщиков к нашим наступавшим войскам. И потому, едва только группа взлетела и устремилась в заданный район, Филатов, как и его ведомые, начали зорко всматриваться в воздушное пространство. В яркий, солнечный день нелегко заметить в безоблачном небе самолёт. Тем не менее Филатов увидел сначала один, затем другой, третий самолёт противника. Всего оказалось 10 многоцелевых Ме-110.
Ведущий сразу же повёл свою машину вверх. Вслед за ним устремились и его боевые друзья. Несмотря на то что у противника было более чем двукратное превосходство, Филатов подал команду: “Атакуем !”
И четвёрка Як-7Б устремилась навстречу вражеским самолётам. Расстояние быстро сокращалось, но никто не сошёл с боевого курса. Филатов с первой же атаки метко поразил “Мессершмитт-110”. Завязалась огненная карусель. Вскоре активность врагов заметно ослабела, и они стали выходить из боя. Победа осталась за четвёркой советских лётчиков.
На следующий день Филатов снова отличился, сбив противника с первой же атаки. Удачным был его вылет и 16 июля. Прикрывая наши войска, он со своим ведомым в районе Подлесная Слобода уничтожил ещё один вражеский самолёт.
Это лишь некоторые эпизоды из боевой биографии старшего лейтенанта Филатова. Но и они со всей убедительностью свидетельствуют о его высоком боевом мастерстве и самоотверженности в борьбе с врагом. Вот почему 23 июля 1943 года, представляя Филатова к очередной правительственной награде, командование записало в его наградном листе:
“В операциях на Калининском и Волховском фронтах по 9 сентября 1942 года произвёл 116 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 самолётов противника (5 бомбардировщиков и 4 истребителя) и 2 бомбардировщика в группе.
12 июля 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск, в составе 4 Як-7Б завязал воздушный бой с 6 Ме-110 и 4 Mе-109 противника. В этом бою сбил 1 Ме-110 лично, что подтверждено наземными частями.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко – фашистскими захватчиками, и сбитые в воздушных боях 11 самолётов противника достоин присвоения звания Героя Советского Союза”.
В 1944 году ему присвоили звание Гвардии капитана. Он был назначен на должность помощника командира 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.
Войну Герой Советского Союза Г. И. Филатов закончил в небе под Прагой. На его боевом счету к тому времени значилось 136 боевых вылетов и 21 сбитый самолёт противника (16 лично и 5 в группе с товарищами).
В 1946 году Григорий Иванович уволился из рядов Советской Армии по болезни. Но с авиацией не порывал связи. Жил в Москве. Много лет проработал на авиационных заводах и в КБ известных советских конструкторов самолётов. Скончался 23 марта 2000 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище.

Гумерова К. А.,  библиотекарь Баишевской модельной библиотеки